кто
Делать или говорить нечто излишнее, неуместное, несуразное.
Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х), утратив чувство меры, совершает необдуманное, импульсивное действие (в т. ч. - речевое), выходящее за рамки обычного, приемлемого, допустимого. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х хватил через край.
Именная часть неизм.
глаг. обычно в прош. вр.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Не употр.⊛ В игре Яковлева никогда не было ничего шокирующего, ни одного момента, когда можно было бы сказать, что артист хватил через край, что применённый им эффект чересчур резок или не идёт к делу. Э. Старк, Петербургская опера и её мастера.
- Закрою глаза, и образ твой стоит передо мной! - выпалил Илья, чтобы окончательно доконать Тосю, и сам же первый прикусил язык, усомнившись вдруг, не хватил ли он через край. Б. Бедный, Девчата.
- Дрязги наших двух начальников - тоже пережитки прошлых веков. - Ну, хватила девушка через край! - громко сказал Федосов. В. Ажаев, Далеко от Москвы.
⊜ - Ну, тут вы, пожалуй, хватили через край. Не стоит бросаться такими обвинениями. Нужны доказательства, а не огульные предположения! (Реч.)
⊝ За предложение Прокопова никто из зажиточных голосовать не стал. Воздержался он и сам <...>. - Что же ты, Прокоп? - спросил его, усмехаясь, Семён. - А я передумал. Вижу, что через край хватил. К. Седых, Отчий край.
- Глядите на меня, как на зверя. Кричит, мол, старый хрен без толку, без смысла, чёрт бы его драл. <...> Ну, ладно, погорячился я, перехватил через край - разве же можно на старика сердиться? А. Куприн, Поединок.
культурологический комментарий:
Образ фразеол. восходит к древнейшей архетипической оппозиции "внутри - снаружи", которая переносится на человека в виде противопоставления его внутреннего мира, находящегося в пределах его физического тела, и мира внешнего. Тело человека, согласно древнейшим представлениям, осмысляется как "сосуд", вмещающий в себя личностное "Я" в совокупности всех своих проявлений (деятельностных, мысленных, эмоциональных, интеллектуально-волевых и под.), условные края которого очерчивают границу между "своим", индивидуальным пространством человека, и внешним, окружающим его миром.
Компонент край изначально соотносится с пространственным кодом культуры, т. е. с совокупностью представлений, связанных с членением пространства и с отношением человека к пространственным параметрам, и символически воспринимается в образе фразеол. как некий допустимый предел, переход через который чреват негативными последствиями [ср. дойти до края (в своих поступках)]. Подобное восприятие усиливается глагольными компонентами хватить, перехватить, принадлежащими к деятельностному коду культуры и создающими в образе фразеол. стереотипное представление о неуместном, излишнем действии или о действии, производимом сверх меры (ср. Эк куда хватил!).
фразеол. содержит антропную метафору, в которой человек выступает как субъект межличностных отношений. Данная метафора отображает представление о потере интеллектуально-волевым "Я" контроля над деятельностным "Я", которое, проявляясь во внешнем мире, выходит за рамки допустимого, приемлемого поведения, что служит поводом для негативной оценки в образе фразеол., а также отрицательно оценивается в духовном коде культуры.
фразеол. в целом выполняет роль эталона неуместного поведения как следствия утраты человеком чувства меры.
автор:
И. В. Захаренко